скачать
Текст(1)Мне было десять лет, когда родители отправили меня на лето к своим знакомым в город Судак, чтобы я закалялся на море, дышал здоровым крымским воздухом. (2)Короче говоря, появился в. моей жизни город Судак и одна из его окраин — Немецкая слобода. (3)Так звали в то время деревушку, что стояла рядом с ласковым морем и развалинами знаменитой Генуэзской крепости.
(4)Море, которое я увидел впервые, мне, конечно, понравилось. (5)Но Генуэзская крепость — чудо. (6)Мы, мальчишки, собирали древние черепки и искали клады, которых не находили, хотя копали суровую крымскую землю глубоко. (7)Прекрасно было и то, что над нашими головами без конца парили планеры из соседнего Коктебеля.
(8)А. по вечерам и ночам, по-южному тёмным, над Судаком и нашей Немецкой слободой метались стаи летучих мышей. (9)Я что-то слышал о них, знал, хотя живьём никогда не видал. (10)Носится что-то в темноте, выше, ниже, ну и пусть.
(11)Раз вечером, конечно, тайно от взрослых, мы собрались на важное дело. (12)В соседний сад, за абрикосами. (13)Нас было трое: Колька, Варя и я. (14)Сами по себе абрикосы были не очень важны, но это — интересно.
(15)Ровно в десять мы встретились в условленном месте. (16)Ночь непроглядная. (17)Только звёзды в чёрном небе и лунная дорожка на море. (18)Цикады трещат повсюду — концерт не концерт, но что-то похожее. (19)Всё вокруг трещит, звенит и поёт! (20)Забор мы
преодолели без труда. (21)Абрикосов набрали в карманы, а Варя — в подол юбки больше, чем следует. (22)И собака нас не облаяла, хотя мы почему-то очень боялись именно собаки. (23)Всё было хорошо. (24)Мы объелись абрикосами так, что я до сих пор их видеть не могу. (25)Колька, Варя и я, счастливые, как говорится, и довольные попрощались и пошли по домам.
(26)Вдруг около калитки на мою голову что-то шлёпнулось, вцепилось в волосы, и я бы закричал, если бы... (27)Я схватился за голову, стал отдирать от волос что-то живое и тёплое, да ещё старался не шуметь. (28)Услышат взрослые — попадёт! (29)И этот сад с абрикосами. (30)Ещё папа с мамой узнают!
(З1)Поначалу я и не подумал, что это — летучая мышь, а боролся с чем-то и наконец отодрал вместе с клоком волос крохотное, но очень цепкое и злое живое существо. (32)Отодрал и зажал в руках. (33)Оно больно царапалось и в руках.
(54)Дома меня встретили спокойно.
— (35)А, вечерницу поймал, — сказали.
(36)Вечерницей, оказалось, называется это существо — птица не птица, мышь не мышь, меньше воробья, а лапы с цепкими когтями. (37)И в них — клок моих волос.
(38)Признаться, хотелось мне оставить эту вечерницу у себя, рассмотреть как следует и, может, приручить, но хозяйка дома сказала:
— Отпусти, не мучай! (39)Смотри, как она дрожит!
(40)Я отпустил. (41)И только потом узнал, что на чердаке дома живёт целое семейство вечерниц — летучих мышей. (42)Днём висят они под крышей вниз головой, крепко уцепившись коготками за доски. (43)Словно прилипли. (44)И не перья у них, как у птиц, а мех — красный, или буро-красный, или рыжий.
(45)Каждый день я заглядывал на чердак и тихо, чтобы не разбудить, рассматривал тех вечерниц. (46)Была ли среди них та, моя, я так и не узнал. (47)И не думаю, что она наказала меня тогда за дурной поступок. (48)Просто увидела светлые волосы и вцепилась.
(49)Сейчас, когда мне рассказывают о городе Судаке, о Генуэзской крепости, о море, я вспоминаю летучих мышей, тот самый вечер и ещё слова хозяйки дома:
— Отпусти, не мучай! (50)Смотри, как она дрожит!
(51)Я знаю теперь, что вечерницы — добрые помощники человека и деревьев. (52)И страшные враги для майских жуков, листовёрток, шелкопрядов, гусениц и всех, кто вредит природе.
(По С.А. Баруздину*)Сергей Алексеевич Баруздин (1926-1991 ) — советский писатель и поэт.