скачать
Текст (1)Это было в Магнитогорске. (2)Я только-только начинала свою учительскую работу. (З)Мне достался третий класс, и каждый из сорока ребят, сидевших за партами, казался мне загадкой. (4)В любом из них мне чудился будущий Ломоносов, Амундсен, Седов, замечательный учёный, путешественник, герой.
(5)Очень занимал меня один из мальчиков — Коля Ветлугин. (6)Это был человек бесшабашный, и сладить с ним было нелегко. (7)Его чуть было не исключили из школы потому, что однажды он без всякой надобности прошёлся по карнизу третьего этажа. (8)В другой раз он до крови подрался с шестиклассником, парнем вдвое больше его, — тот сжульничал во время игры. (9)Он никого не боялся:
ни меня, ни директора, ни своего отчима, угрюмого, молчаливого, с тяжёлой рукой. (10)Коле часто от него доставалось, но мальчик от этого не становился ни тише, ни послушнее.
(11)Однажды Коля Ветлугин пошёл в буран на поиски соседского малыша. (12)Было темно, снег хлестал беспощадно, слепил, лишал дыхания. (13)Вернувшись с работы, соседка хватилась четырёхлетнего сына, забежала к Ветлугиным спросить, не у них ли он. (14)И снова побежала искать.
(15)Коля кинулся следом — в темень, ветер и снег. (16)Он отморозил ноги, с неделю после этого он не мог шагу ступить. (17)Но малыша нашёл.
(18)Я любила этого мальчишку. (19)Всё в нём было распахнуто, открыто настежь. (20)Подкупали его независимость, его бесшабашная храбрость, его постоянная готовность помочь.
(21)Однажды, провожая меня после школы домой, он на прощание сунул мне сложенный пакетиком листок бумаги. (22)Я развернула пакетик и прочла: «Пожалуйста, отсадите меня от Вальки. (23)Не говорите ей ничего, только меня отсадите».
(24)Валя была тихая светловолосая девочка. (25)Милое личико, большие синие глаза. (26)Валя с Колей сидели за одной партой с начала года. (27)Они дружили. (28)Мы все привыкли видеть их вместе. (29)И вдруг — «отсадите меня от Вальки»! (З0)На следующий день я спросила:
— Вы с Валей поссорились?
— (31)Нет, — ответил он, глядя в сторону.
— (32)Ты на неё обиделся?
— (ЗЗ)Нет.
— (34)Может быть, она на тебя обиделась?
— (35)Нет.
— (Зб)Тогда скажи ей сам, что не хочешь с ней сидеть.
(37)Он посмотрел на меня. (38)Никогда я не видела его лицо таким. (39)Страх — вот чувство, которого он, казалось, попросту не знал. (40)А теперь на меня глядели глаза, полные отчаянного страха. (41)Я ни о чём больше не стала его спрашивать и через несколько дней пересадила Валю на первую парту. (42)Ей очень не хотелось покидать своё место. (43)Она с надеждой посмотрела на Колю: может, он вступится? (44)Но он молчал, подперев щёки ладонями и пристально глядя в учебник.
(45)После уроков я увидела Валю. (46)Она поджидала меня.
— (47)Это Коля хотел, чтоб нас рассадили? — спросила Валя.
(48)Я поняла, что ответить правду не могу, и сказала малодушно:
— Почему ты так думаешь?
— (49)Нас ребята дразнили. (50)Ну, там, «жених и невеста»... (51)Я говорю: «Приходи ко мне на день рожденья». (52)А он говорит: «Не приду». (53)И не стал к нам ходить. (54)И уроки больше вместе не делаем. (55)А всё ребята! (56)Дразнили больно. (57)Он и испугался.
— (58)Ну что ты! (59)Разве Коля кого-нибудь боится?
— (60)А тут испугался, — упрямо повторила Валя.
(61)Она была права. (62)Давний этот случай потому оставил такой глубокий отпечаток в моей памяти, что я впервые тогда задумалась о многих важных вещах.
(63)Что такое храбрость? (64)Что такое мужество? (65)Душевная независимость? (66)Прямота? (67)Почему все эти вопросы возникли у меня тогда по такому пустяковому поводу? (68)Подумаешь, какая беда: одиннадцатилетний мальчишка стесняется сидеть с девочкой! (69)Ребята пристают, дразнят — тут застесняешься!
(70)Нет, повод не пустяковый. (71)Коля, который действительно ничего не боялся: ни высоты, ни темноты, ни боли, ни отцовского ремня, — боялся ребят. (72)Боялся не побоев, не боли — боялся слова. (73)И ещё он боялся Вали. (74)Он не посмел ей признаться в своём страхе, он предпочёл, чтобы ответственность за его отступничество взял на себя кто-то другой, скажем, учительница. (75)Будь я тогда поумнее, я сказала бы Коле: «Ты отказываешься от дружбы с Валей? (76)Чего же ты тогда стоишь? (77)Ведь это трусость, предательство. (78)Хороши мы будем, если станем бросать своих друзей, лишь бы нам жилось спокойнее!»
(79)А может быть, и не надо было произносить длинных речей. (80)Может быть, как-то иначе следовало довести до сознания мальчика эту мысль. (81)Но надо, непременно надо было, чтобы он понял: смелость не только в том, чтобы пройтись по карнизу третьего этажа. (82)И даже не только в том, чтобы кинуться в метель на поиски ребёнка.
(По Ф. А. Вигдоровой*)* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1966) — советская писательница, журналист.