скачать
(1)Берёзовские дворики — ничем не примечательная деревушка. (2)И всё же я очень любил её. (3)И как не любить: прямо перед избами, цепочкой вытянувшимися по бугру, протекала речка, изобилующая сазаном, лещом и прочей всякой речной рыбой. (4)А чего лучшего может желать рыболов?
(5)Я снимал комнатку у бабушки Прасковьи. (6)Целые дни проводил на реке. (7)Вдосталь наудившись, шёл с местными ребятишками в пойму ловить карасей, делать зарисовки и снимки из таинственной жизни этих маленьких непролазных джунглей.
(8)Как-то мы набрели на выводок чирка: взрослую уточку и четырёх подростков. (9)Утята уже хорошо оперились, но летать ещё не могли, а потому выводок держался в самой глухой части озера, сплошь заросшего травой. (10)Только в одном месте у берега виднелось небольшое оконце воды. (11)Сюда-то и вышла на кормёжку семейка уточек, когда мы появились на берегу озера. (12)Уточка-мать тревожно свистнула и поплыла в заросли. (13)Велед за ней кинулись и утята, оставляя на зелёном ковре ряски следы своего бегства.
(14)Сопровождавший меня соседский сынишка Гриша полез за утятами. (15)Проваливаясь в топком иле, он раздвинул шуршащую стену травы и исчез за ней. (16)Только чавкала вода да тревожно перешёптывался камыш. (17)Вдруг послышалось хлопанье по воде крыльев, потом опять... (18)Наконец в протоптанном коридоре появился Гриша, весь забрызганный грязью. (19)Из подола рубахи он торжественно извлёк пару утят.
— (20)Ух и шустрые, пострелята! (21)Двух накрыл, а двое куда-то забились.
(22)Гриша держал утят за крылья, они испуганно дёргали шейками и перебирали чёрными лапками. (23)Изящество плавных линий, стремительная заострённость тела, длинные узкие крылья и, наконец, гладко пригнанное оперение — по всему видать: первоклассные летуны.
— (24)Возьмите, — охотно протянул мне утят мальчик. — (25)Который побольше — селезень. (26)А вот та — уточка.
— (27)Ну что ты, Гриша. (28)Тебе такого труда стоило их поймать, — стал было я отказываться.
— (29)Ничего, берите.
— (З0)Ну, спасибо, Гриша, за такой дорогой подарок.
— (31)Прасковья Петровна! — окликнул я хозяйку, когда мы вошли во двор. — (32)Посмотрите, что мы принесли.
(33)Бабушка Прасковья заглянула в мокрый подол, спросила:
— Для дела для какого?
— (34)Да нет, так просто...
— (35)А тогда зря. (36) Птица вольная. (37)А вы её неволить надумали. (38)Пропадёт!
(39)Слова Прасковьи Петровны смутили меня. (40)Но я всё же не решился расстаться со своими пленниками. (41)Меня так соблазняла мысль увезти их в город, приручить, сделать их домашними! (42)Я попросил у Прасковьи Петровны лукошко, поставил его в угол моей комнатки, постлал на дно сухого сена и посадил на него утят. (43)А чтобы они не выскочили, накрыл лукошко плащом.
(44)Я накрошил в миску хлеба, налил воды, поставил в лукошко и лёг спать. (45)А ночью проснулся от хлопанья крыльев. (46)Селезень неведомо как вылез из лукошка, бился в окно. (47)Ударится о стекло, упадёт на пол и тут же снова с ожесточением бросается навстречу холодному лунному свету.
— (48)Вон ты какой буйный! — сказал я. — (49)Удрать, значит, хочешь? (50)Потерпи, браток. (51)Приедем в город, устрою тебе вольер с водой, посажу кустики осоки. (52)Славно заживёшь со своей подружкой.
(53)В ответ утёнок угрожающе зашипел и шмыгнул под кровать. (54)Я вытащил его и водворил в лукошко. (55)Миска оказалась опрокинутой, сено намочено. (56)Уточка забилась в складки упавшего на дно плаща. (57)Я заменил подстилку, налил свежей воды.
(58)Утром наведался Гриша. (59)Мы вытащили утят и пустили их на пол. (60)Как неузнаваемо изменились они за одну только ночь неволи! (61)Хвосты и грудки намокли, из крыльев торчали вывернутые перья.
(62)Прасковья Петровна, внеся завтрак, укоризненно покачала головой:
— Пустите вы их! (63)Смотри, как измаялись. (64)Даже через стенку слышно, как ночью бились. (65)Вам — забава, а им — самое горькое несчастье. (66)Неволя, сынок, самое тяжкое наказание.
— (67)Что,Гриша, отпустим чирят? — спросил я своего приятеля.
— (68)Да хоть и пустим... — согласился Гриша.
(69)Когда смерклось, мы в торжественном молчании вынесли из дому лукошко и спустились по откосу к реке. (70)Я наклонил лукошко и сбросил с него плащ. (71)На ободок, неуклюже карабкаясь перепончатыми лапами, выбрался селезень и вдруг полетел, полетел, зачерпывая крыльями воду. (72)Это был его первый в жизни полёт. (73)Полёт из неволи.
(74)Уточка оказалась слабее селезня. (75)Она даже и не попыталась лететь. (76)Сбежала к воде, вошла в неё и поплыла. (17)Уточка благополучно перебралась через реку, и мы потеряли её из виду. (78)Но долго ещё не уходили домой, слушали, как на той стороне плескались и радостно посвистывали два диких утёнка.
(По Е.И. Носову*)* Евгений Иванович Носов (1925-2002) — русский и советский писатель, художник, ветеран Великой Отечественной войны.